Как защититься от мошенников
Схемы обмана адаптируются под сегодняшние реалии. Эксперты зафиксировали новую мошенническую схему с возвратом авиабилетов. Злоумышленники звонили от лица авиакомпаний и обещали клиентам вернуть средства за отмененный рейс. Под этим предлогом они выманивали данные банковской карты, после чего крали деньги со счета.
«Пандемия коронавируса привела к потере бдительности и повышению тревожности людей. Кто-то напуган, кто-то раздражен. Таким состоянием и пользуются социальные инженеры. Они входят в доверие, успокаивают граждан, обещают решить их вопросы и таким образом выманивают необходимые данные. При этом злоумышленникам перед звонком достаточно информации о человеке из социальных сетей», - отмечает начальник департамента кибербезопасности Банка ЗЕНИТ Олег Волков.
Атака злоумышленников
Злоумышленники представляются сотрудниками службы безопасности банков, запугивают клиента и предлагают перевести деньги на безопасный счет или установить новое ПО, так как зафиксировали попытку снятия крупной суммы. Ситуация может быть разная – от предложения отсрочки по кредитам до получения крупных бонусов и компенсаций. Но сюжет всегда один - преступники начинают давить и требовать номер карты, CVC-код и другую конфиденциальную информацию. Получая все необходимое, социальные инженеры выводят все средства со счета и прощаются с пострадавшим.
«Работники банка никогда не просят сообщать номер карты, пароли и CVC-код, не отправляют сообщения с просьбой перезвонить по указанному телефону, не присылают ссылки на дополнительное ПО. Если собеседник представился специалистом банка и просит перевести средства на безопасный счет - кладите трубку. Не бывает переводов для безопасности. Такие действия требуют выполнить только мошенники. Перепроверяйте всю поступающую информацию: при разговоре с сотрудником банка, авиакомпании, медицинскими работниками. При первом же ощущении давления - вешайте трубку и перезванивайте сами по официальным номерам. Самое главное – не терять бдительность», - добавляет Олег Волков.
COVID-19 в корыстных целях
Тема коронавируса активно используется в схемах с подставными фондами помощи пострадавшим от пандемии. Злоумышленники выдают себя за родственников жертвы, которые неожиданно попали в больницу и им якобы требуется финансовая помощь. Также появились фейковые сервисы по доставке еды и мошеннические опросы. Играя на страхах, в соцсетях пользователей просят пройти тест на определение возможного заражения на коронавирус. Результат всегда один: "Вы в зоне особого риска!" После этого преступники выманивают данные по банковской карте под предлогом отправления лекарств.
Участились случаи мошенничества с оформлением QR-пропусков для перемещений по регионам в период самоизоляции. Лжеволонтеры могут позвонить или написать в социальных сетях и предложить такую услугу. Их цель — данные банковской карты, которыми они смогут воспользоваться в корыстных целях.
«При таких звонках или сообщениях о пострадавшем родственнике попытайтесь узнать фамилию, имя и отчество человека, год рождения, место проживания. Такие простые вопросы отпугнут мошенников. Старайтесь покупать еду только у проверенных поставщиков и магазинов. Не проходите опросы, которые обещают приз, онлайн – диагностику и бесплатный тест на коронавирус. Оформляйте цифровые пропуска для перемещения по городу только на официальных порталах своего региона. Такие простые правила помогут сохранить денежные средства и не стать жертвой злоумышленника», - рассказывает Олег Волков.
Фишинговые рассылки
Также специалисты советуют опасаться фишинговых рассылок. В таких электронных письмах содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего. После того как пользователь попадает на поддельную страницу, мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить ввести человека логин и пароль, которые он использует для доступа к определённому сайту. Это позволяет злоумышленникам получить доступ к аккаунтам и банковским счетам. В результате жертва обмана теряет средства.
«Некоторые злоумышленники создают «клоны» государственных сайтов, поэтому внимательно следите за тем, по каким ссылкам вы переходите. При получении письма от банка или фонда внимательно прочитайте его. Обратите внимание на адрес отправителя: наличие ошибок от указанной организации, доменное имя. Проверьте, совпадает ли имя адресата с подписью. Содержит ли письмо файл, который требует логина и пароля. Если хоть один пункт совпал, то перед Вами фишинговое сообщение. Не проходите по ссылке, не открывайте файл. Иначе помимо утечки данных, можно занести на компьютер вирус», - добавляет Олег Волков.
Бдительность – лекарство от социальных инженеров
Пандемия коронавируса - благоприятная почва для социальных инженеров. В борьбе с мошенниками людям поможет кибергигиена. Досконально проверяйте всю поступающую информацию, не теряйте бдительность и при малейшем подозрении перезванивайте по официальным номерам компаний, фондов, банков. Никому не передавайте конфиденциальную информацию, избегайте подозрительных ссылок, не переводите средства через малознакомые сервисы и сайты. Такие простые правила помогут сохранить деньги и душевное спокойствие.
Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.
pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161