Не остаются в стороне и банки: они выпускают специальные платежные карты с кэшбэком (возврат на карту части потраченной суммы деньгами или бонусами) за автомобильные покупки и с дополнительными услугами для водителей.
Сетевые бонусы
Большинство крупных сетей автозаправок предлагают клиентам бонусные карты и программы лояльности. Они есть в том числе у «Газпром нефти» (программа «Нам по пути»), «Лукойла» («Клуб «Лукойл»), «Роснефти» («Семейная команда»), BP (BP Club), Shell (Clubsmart), «Татнефти» и ЕКА.
По ним клиент получает баллы (бонусы) за заправку или любые покупки на АЗС, а затем тратит их на топливо либо на товары от партнеров сети и в ее магазинах. Курс начисления бонусов нередко зависит от статуса клиента.
Например, «Газпром нефть» за каждый литр купленного бензина начисляет от 1 до 3 бонусов в зависимости от вида топлива и статуса в программе лояльности. Таких статусов три: «Серебряный», «Золотой» и «Платиновый». Чтобы перейти ко второму, надо покупать на АЗС «Газпром нефти» минимум 150 л в месяц, к третьему – минимум 300 л. Потратить начисления можно на топливо или товары сети по курсу 1 бонус – 1 руб.
За любые потраченные 50 руб. на АЗС «Лукойла» водитель получает 1 балл, а вот списываются баллы также по курсу 1 к 1. За каждые 2 л топлива на АЗС «Роснефти» и ТНК водитель получает по 1 баллу (списывается при покупках по курсу 1 к 1).
Другая система на заправках ЕКА: в зависимости от ранее приобретенных в сети литров АЗС предоставляет скидку в 30–80 коп. на каждый следующий литр топлива.
«Не у всех АЗС система начисления баллов проста и понятна: например, у Shell размер начислений зависит от дня недели», – предупреждает менеджер Deloitte Digital в СНГ Максим Шапировский.
Долго копить начисленные заправочные бонусы не стоит: они сгорают, как правило, через 1–3 года в зависимости от сети АЗС. Кроме того, с ростом цен на топливо бонусные программы многих АЗС становятся менее выгодными.
Карты лояльности не всегда бесплатны. Например, карта «Газпром нефти» стоит 199 руб.
«Присоединяясь к программе лояльности АЗС, клиенту приходится заправляться только на их станциях, чтобы получать баллы. Иногда ради этого приходится проехать лишнюю дистанцию, а не свернуть на ближайшую АЗС другого оператора, что увеличивает расход топлива и практически сводит на нет выгоду от полученных баллов», – добавляет Шапировский.
Банковский кэшбэк
Больше пользы на АЗС приносят банковские карты, которые предусматривают повышенный кэшбэк с автомобильных расходов.
Сейчас специальные «Автокарты» для водителей предлагает несколько крупных розничных банков. Например, это «Тинькофф банк» (кредитная и дебетовая карты Tinkoff Drive), «Восточный», «Открытие», Росбанк, «Юникредит», «Зенит». Эти карты предусматривают кэшбэк при покупке топлива и других автомобильных товаров – в среднем 2–10%. Правда, максимальная сумма возврата ограничена 2000–15 000 руб. в месяц в зависимости от банка (в «Юникредите» лимитов нет). На остальные покупки кэшбэк по таким картам обычно не превышает 1%.
Автокарта «Зенита» дает повышенный кэшбэк на заправках «Татнефти» – 10% вместо 5% на всех остальных заправках. Однако по этой карте нельзя одновременно получить баллы от «Татнефти» и кэшбэк от банка, сообщил представитель «Зенита», клиенту придется выбрать что-то одно.
Некоторые банки не ограничиваются кэшбэком и предлагают владельцам карт различные услуги для автовладельцев. Например, по «Автокарте» от «Открытия» дополнительно можно получить круглосуточную телефонную консультацию от специалиста Русского автомотоклуба при возникновении неполадок в автомобиле, а также страховку для выезжающих за рубеж (только для тарифов «Оптимальный» и «Премиум»). Держателям «Автокарты» от «Юникредита» полагаются услуги «Пакет водителя»: вызов эвакуатора, замена поврежденных колес, оплата такси при ДТП, технические и юридические консультации по телефону. По словам представителя банка, «Пакет водителя» бесплатен, но сама карта обходится в 75 руб. в месяц.
«Тинькофф банк» предлагает к карте Tinkoff Drive бесплатные услуги автоконсьержа: он может перегнать автомобиль от его владельца в мастерскую для ремонта, диагностики или техобслуживания. Однако такая возможность есть только у жителей Москвы.
Большинство банков вместо специализированных карт предлагают автовладельцам обычные платежные карты, позволяющие клиенту выбирать категорию покупок с повышенным кэшбэком, среди которых есть и «Авто», либо с фиксированным кэшбэком в этой категории. По словам старшего аналитика Frank RG Анны Стогниенко, в категорию «Авто» чаще всего включаются траты на заправках, автомойках, иногда оплата услуг автосервисов и платных дорог. «Такие карты есть практически у каждого банка», – говорит она.
К примеру, Альфа-банк всем возвращает 10% с покупок на АЗС по дебетовой карте Cashback, РСХБ и «Санкт-Петербург» – 5% (кредитная «Карта хозяина» и дебетовая Cash Back), а «Хоум кредит» – 3% по дебетовой карте «Польза» и кредитке «Карта с пользой».
Выбрать автомобильную категорию для получения повышенного кэшбэка могут держатели «Мультикарты» от ВТБ. Ее кэшбэк – 2–10% с расходов на АЗС или парковки в зависимости от ежемесячных трат с карты. 5% с покупок из автомобильной категории возвращается держателям карт Бинбанка. Правда, по данным ВТБ, среди держателей «Мультикарты» выбравших автомобильный кэшбэк немного – всего 5%.
При выборе карты автомобилистам стоит учитывать, что каждый банк включает в категорию «Авто» свой перечень расходов. Например, «Зенит» и Росбанк возвращают процент не только с покупок на самих АЗС, но и с оплаты дорог, парковок и автомоек. «Восточный» дает кэшбэк лишь на покупки на АЗС. По карте Tinkoff Drive за покупки на АЗС поступает повышенный кэшбэк в 10%, а за автомойки, парковку и проезд по платным дорогам – 5%. Также с картой можно вернуть 5% от штрафа ГИБДД, если платить в личном кабинете на сайте «Тинькофф» или мобильном приложении.
«Обслуживание банковской карты чаще всего стоит денег, либо банки просят поддерживать остаток или обороты по карте», – напоминает Шапировский. Например, кредитка Tinkoff Drive стоит 990 руб. в год, а дебетовая карта бесплатна при наличии ежемесячного остатка на карте от 150 000 руб. (иначе придется платить 2280 руб. в год). Максимальный кэшбэк в 10% в опции «Авто» на «Мультикарте» ВТБ доступен только при тратах от 75 000 руб. в месяц.
Существуют и кобрендинговые карты банков и АЗС, но их, по словам Стогниенко, немного. По ним баллы или бонусы можно заработать и потратить только на заправках. К примеру, кобрендинговые карты есть у «Открытия» с АЗС «Лукойла», у Газпромбанка с АЗС «Газпром нефти».
Кому выгодны автокарты
Deloitte исследовала, что выгоднее автомобилисту, который заправляется дважды в месяц на 50 л и тратит 1000 руб. в месяц в магазине при АЗС, – программы лояльности заправок или банковские карты с повышенным кэшбэком в категории «Авто». Банковские карты с кэшбэком в автомобильных категориях, по словам Шапировского, чаще оказывались выгоднее программ лояльности АЗС: «По нашим расчетам, годовая экономия при использовании банковских карт различных банков составила 1200–6600 руб., а программ АЗС – 480–2700 руб.».
Чтобы получить чуть большую выгоду, стоит пользоваться программой лояльности АЗС, оплачивая ее услуги картой с высоким кэшбэком в категории «Авто», советует Шапировский.