Национальный банковский журнал
6 марта 2025
Полтора года назад в Российской Федерации стартовал эксперимент по внедрению партнёрского (исламского) финансирования. По нормам шариата его участникам при совершении сделок запрещено устанавливать вознаграждение в виде процентной ставки, финансировать табачную и алкогольную индустрию, оружие, игорный бизнес и др. Далеко не все участники банковского рынка приняли пилот благосклонно. Однако нашлось немало и тех, кто разглядел колоссальный потенциал у начинания. О том, каким образом реализуется халяльный эксперимент, что тормозит развитие исламского банкинга в РФ рассказал Национальному банковскому журналу (NBJ) директор по розничному бизнесу банка «Зенит» Рустем ИСХАКОВ. NBJ: Рустем Акдасович, с чем вы связываете недавний прилив интереса к исламскому банкингу в РФ?
Р. ИСХАКОВ: Тема внедрения исламского банкинга в России уже давно на слуху, правда, чаще всего она обсуждалась кулуарно и развивалась, на мой взгляд, без особого успеха. Хотя, учитывая постоянно растущую долю мусульманского населения нашей страны и близкие отношения со странами ОИС, продвижение данной тематики могло вестись более интенсивно. Фактор санкций Запада и разворота на Восток, безусловно, выступил основным катализатором ускорения этого процесса. Важной целью закона об эксперименте в рамках партнёрских (исламских) финансов, вступившего в силу в РФ в сентябре 2023 года, стало привлечение халяльных иностранных инвестиций, в первую очередь, из дружественных юрисдикций. Но не стоит забывать, что у стартовавшего эксперимента была ещё одна задача – развитие внутреннего рынка капитала. Особенно учитывая, что исламские финансы, опирающиеся на реальные активы и услуги, легче переносят периоды кризиса и нестабильности экономики, показывая стабильный рост. При этом не стоит забывать и об экономических предпосылках вопроса. Сегодня рынок исламской экономики оценивается в $4,5 трлн (финансы, еда, мода, медицина, туризм). Объём рынка исламских облигаций на 30 сентября 2024 составляет $851 млрд (Sbonds).
NBJ: Чем исламский банкинг, на ваш взгляд, принципиально отличается от классического?
Р. ИСХАКОВ: Как справедливо отметил мой коллега, эксперт РЦИЭФ Руслан Халиуллин, использование исламских финансовых продуктов и услуг является, скорее, вопросом не конфессионального выбора, а жизненных принципов для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции. Поэтому исламский банкинг, как мне кажется, стоит рассматривать как альтернативу традиционным финансам. При использовании халяльных банковских продуктов и услуг, базирующихся на принципах справедливого распределения прибыли и рисков, деньги в большей степени выступают средством платежа, а не предметом торговли. Ранее такой же альтернативой стали «зелёные» финансы, которые активно используются наравне с классическими. Сегодня ESG-продукты составляют значительную часть мирового финансового рынка. Чтобы исламский банкинг повторил успех «зелёных» финансов, необходимо научиться выдерживать ряд условий, основным из которых является наличие т.н. шариатского контроля или, что ближе к банковской терминологии, комплаенса. Данная система состоит из внешнего и внутреннего комплаенса, позволяющего снизить вероятность нарушений принципов и норм шариата, что и является его отличительной особенностью. При таком взгляде на содержание и суть, по-моему, легче понять, что исламские финансовые инструменты ориентированы на соблюдение тех принципов, которые всех нас объединяют – социальной ответственности, справедливости и общечеловеческой этики.
NBJ: Как вы оцениваете текущий уровень развития исламского банкинга в РФ? Какие направления и интересные проекты российских банков можно отметить?
Р. ИСХАКОВ: В феврале этого года в реестре участников эксперимента Центробанка находилось 30 финансовых организаций, из них 14 – из Татарстана. В республике на протяжении последних 15 лет реализуются различные финансовые продукты, которые соответствуют нормам ислама. В жилищной сфере это исламская ипотека от банка «Ак Барс», ЖНК «Жилищные традиции», в сфере инвестиций – ОПИФ «Лалэ» от УК «Ак Барс Капитал» (запущен ещё в 2019 году), эндаумент-фонды при Альметьевском лицее-интернате №1, медресе Мухаммадия. Конечно же, это исламские карты, выпущенные банками «Зенит», Т-банком, «Ак Барс», «Сбер», факторинг по нормам ислама, проектное финансирование, программы льготного финансирования, лизинг, рассрочка для физических и юридических лиц и другие успешные проекты. По итогам 2024 года, общий объём сделок по размещению исламских средств в Татарстане достиг 4,8 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м на 75 %). А объём операций по привлечению средств составил 5,4 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м более чем в 2,5 раза). Добавлю, что в прошлом году в Казани успешно прошёл XV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир», где широко обсуждались вопросы развития в нашей стране исламского банкинга, а в 2026 году столица Татарстана выбрана в качестве культурной столицы всего исламского мира.
NBJ: Когда ваш банк обратил внимание на исламский банкинг? Какие финансовые продукты вы предложили клиентам в первую очередь?
Р. ИСХАКОВ: Банк «Зенит» начал активно изучать возможности исламского банкинга в розничном сегменте в начале 2024 года. Мы провели глубокий анализ востребованности таких продуктов среди клиентов, по итогам которого была создана концепция нашего продукта «Исламская карта». Я уверен, что спрос на исламские финансовые решения будет только расти, и наш банк стремится предлагать клиентам новые возможности в этом направлении. В сентябре 2024 года мы запустили сразу несколько продуктов: исламская зарплатная «Карта привилегий», исламская «Зенит Карта», а также пакет услуг «Исламский» для клиентов Private Banking. Мы продолжаем развивать эти продукты. Так, в январе 2025 года был запущен новый индивидуальный дизайн, ведётся работа по расширению функционала – в том числе разрабатываются программа лояльности и сервис, позволяющий клиентам настраивать ограничения на операции, не соответствующие нормам ислама. Кроме того, мы готовимся вывести на рынок инструменты исламского банкинга и для корпоративных клиентов. В ближайшее время для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мы планируем внедрить «Исламский счёт» и «Исламскую корпоративную карту». Для пилотного запуска этих проектов выбраны три региона: Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Исламский расчётный счёт соответствует стандартам и нормам ислама, подтверждением чего является фетва – правовое заключение шариатского консультационного совета. По продукту отсутствует начисление процентов на остатки и предусмотрена «халяльная» программа лояльности.
NBJ: Насколько востребован ваш флагманский карточный проект для держателей премиальных карт и розничных клиентов? В чём его уникальность?
Р. ИСХАКОВ: Дебетовая «Исламская карта» – первая в нашей линейке продуктов исламского банкинга. Она полностью соответствует нормам шариата, что подтверждает сертификат Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан в соответствии с международными стандартами AAOIFI (Accountingand Auditing Organization for Islamic Financial Institutions). Исламская карта призвана помочь нашим клиентам поддерживать семейные традиции и ценности, а также обеспечить безопасное и прозрачное хранение их средств. В соответствии с нормами шариата её главным отличием от стандартной розничной карты является отсутствие начисления процентов на остаток по счёту. Сейчас мы ведём работу по модификации карты, в том числе по добавлению т.н. «халяльного» кэшбэка и ограничению возможности оплаты в «запрещённых» категориях товаров. Мы были приятно удивлены тем, насколько продукт оказался востребован среди наших клиентов. Безусловно, наибольший спрос отмечался в регионах с традиционно высокой долей мусульманского населения, таких как Татарстан.
NBJ: Могут ли исламские карты получить христиане, буддисты и атеисты?
Р. ИСХАКОВ: Мы принципиально никак не ограничиваем такую возможность. Ведь, как я сказал ранее, по своей сути использование исламских финансовых продуктов и услуг не столько касается конфессионального выбора – это больше про выбор жизненных принципов. Такие продукты или услуги подходят для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции.
NBJ: С 1 сентября 2023 года ЦБ РФ запустил пилотный проект по исламскому (партнёрскому) банкингу в Чечне, Дагестане, Башкирии и Татарстане. Спустя почти год эксперимента, в начале минувшей осени, правительство решило продлить пилот. Пока похвастать особо нечем. Несмотря на огромный спрос на исламскую ипотеку в регионах с преимущественно мусульманским населением, банки выдают халяльные кредиты только в Татарстане и в Башкирии, наработки которой ЦБ и использовал в качестве нормативной базы для пилота. В Дагестане в основном популярна рассрочка, которую выдают компании без банковской лицензии. В Чечне вообще популярен Фонд им. Шейха Зайеда. Какие планы у «Зенита»?
Р. ИСХАКОВ: 2 ноября 2024 года банк «Зенит» присоединился к эксперименту по партнёрскому финансированию в сфере исламского банкинга. Решение регулятора о масштабировании этой практики на всю страну пока не принято. Но, по словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, идёт работа над законопроектом, который, возможно, расширит границы эксперимента. В ближайшие недели депутаты также намерены обсудить ряд новаций, которые касаются подходов к стандартизации, снятия барьеров, единообразия в применении правил и повышения прозрачности.
Недавно Банк России сообщил, что по итогам 9 месяцев 2024 года основной объём операций партнёрского финансирования реализуется на территории Республики Татарстан – 84 % сделок по размещению средств и 66 % сделок по привлечению средств. Для нас это важное подтверждение интереса клиентов нашего домашнего региона к продуктам исламского банкинга и дополнительный стимул для расширения своего участия в эксперименте. Как я уже говорил, мы разрабатываем новые продукты для всех категорий наших клиентов – как для физических и юридических лиц, так и для премиального сектора.
NBJ: Что мешает сегодня развитию исламского банкинга в России?
Р. ИСХАКОВ: На сегодняшний день ограничений пока много. Среди основных можно выделить дефицит квалифицированных кадров. Развитие исламского банкинга требует специалистов, одновременно владеющих финансовыми инструментами и знающих нормы шариата. Также продвижение исламского банкинга тормозит невысокий уровень финансовой грамотности. Для многих потенциальных клиентов исламский банкинг остаётся малопонятным и сложным инструментом. Как я уже говорил, такие финансовые продукты доступны не только для мусульман, они могут быть выгодны и интересны широкой аудитории благодаря своим прозрачным условиям и этическим принципам. Ещё раз приведу в пример Республику Татарстан, где работа выстроена системным образом. В регионе реализуется подробная дорожная карта, затрагивающая ключевые сферы: повышение финграмотности населения по партнёрскому финансированию, подготовка кадров, мониторинг хода эксперимента и подготовка предложений по развитию, привлечение инвестиций и международное сотрудничество. На мой взгляд, подобный обстоятельный подход активизирует работу по расширению популярности и спроса на исламский банкинг в стране.

NBJ: Наши соседи по СНГ добились опредёленных успехов в продвижении исламского банкинга. Так, в Казахстане давно действуют два исламских банка – Al Hilal и Заман-банк. В Киргизии работает один исламский банк – Ecoislamic Bank, в Таджикистане – Tawhidbank. В России по законам шариата работают только небанковские организации и специализированные фонды, особенно много их в Дагестане, Чечне и Татарстане. У нас в мае 2024 года заявил о планах запустить первый в России федеральный исламский банкинг Т-Банк. Насколько это реально в текущих условиях?
Р. ИСХАКОВ: На мой взгляд, исламские финансы следует рассматривать как здоровую альтернативу традиционной финансовой модели по аналогии с ESG. Поэтому я считаю, что нам не нужны соревнования, нам нужно эволюционное развитие отрасли. Исламские финансы – это и ценные бумаги, и страхование (такафул) и исламский банк. Поэтому давайте наберёмся терпения и пройдём этот путь поступательно. В Татарстане есть достаточно успешные финтех-проекты, такие как мобильное приложение «Сахих инвест» – скрининг акций по нормам ислама. Достойно внимания, что на основе компетенций «Сахих инвест» в Международном Финансовом центре «Астана» запущен первый на постсоветском пространстве исламский индекс ITS Shariah Index.
NBJ: Какие инициативы, на ваш взгляд, могут помочь продвижению исламских продуктов в РФ?
Р. ИСХАКОВ: Успехов в этом направлении можно достичь только совместными усилиями и поступательной работой. Действенными будут инициативы, связанные с обучением и повышением квалификации. И, конечно, необходимо продолжать запуск новых продуктов, основанных на справедливом делении риска и прибыли.
NBJ: Какие исламские финансовые услуги, на ваш взгляд, имеют наибольшие шансы «прижиться» в РФ?
Р. ИСХАКОВ: Самые распространённые в мире продукты исламского банкинга – лизинг (иджара), рассрочка (мурабаха) и исламский депозит (мудараба). Также распространены исламское страхование (такафуль), совместное предприятие (мушарака), беспроцентная ссуда (кард аль-хасан), рассрочка платежа (бей-би-силаа), исламские ценные бумаги (сукук). На зарубежных биржах насчитывается большое количество исламских индексов (Dow Jones Islamic Market Index; MSCI World Islamic Index; S&P 500 Sharia; S&P Europe 350 Sharia; S&P Japan 500 Sharia; S&P Pan Asia Sharia; S&P BRIC Shariah Index). По некоторым данным, в последний индекс включены компании из немусульманских стран – из Бразилии, России, Индии и Китая. Их деятельность не противоречит нормам ислама. В нашей стране все вышеперечисленные финансовые продукты уже запущены и развиваются. Исключение, если я не ошибаюсь, составляет такафуль – будучи страховым продуктом, он пока не имеет нормативной базы. Для формирования рынка капитала очень важны «межбанк» и сукук (исламские ценные бумаги, в т.ч. облигации). Они имеют большой потенциал как для внутреннего рынка, так и для инвесторов из восточных стран. Насколько мне известно, работа в этом направлении тоже активно ведётся. Так что появление собственного исламского индекса на российских биржах может стать реальностью в долгосрочной перспективе.
Мы внимательно следим за ходом эксперимента по партнёрскому финансированию и его влиянием на финансовый рынок России. В нашем банке мы активно изучаем потребности клиентов, и прямо сейчас в разработке находится несколько продуктов для разных категорий пользователей. Наша цель – предложить надёжные и доступные решения, которые помогут сделать исламский банкинг полноценной и обыденной частью нашей финансовой системы.
Беседовал Сергей Артёмов
Р. ИСХАКОВ: Тема внедрения исламского банкинга в России уже давно на слуху, правда, чаще всего она обсуждалась кулуарно и развивалась, на мой взгляд, без особого успеха. Хотя, учитывая постоянно растущую долю мусульманского населения нашей страны и близкие отношения со странами ОИС, продвижение данной тематики могло вестись более интенсивно. Фактор санкций Запада и разворота на Восток, безусловно, выступил основным катализатором ускорения этого процесса. Важной целью закона об эксперименте в рамках партнёрских (исламских) финансов, вступившего в силу в РФ в сентябре 2023 года, стало привлечение халяльных иностранных инвестиций, в первую очередь, из дружественных юрисдикций. Но не стоит забывать, что у стартовавшего эксперимента была ещё одна задача – развитие внутреннего рынка капитала. Особенно учитывая, что исламские финансы, опирающиеся на реальные активы и услуги, легче переносят периоды кризиса и нестабильности экономики, показывая стабильный рост. При этом не стоит забывать и об экономических предпосылках вопроса. Сегодня рынок исламской экономики оценивается в $4,5 трлн (финансы, еда, мода, медицина, туризм). Объём рынка исламских облигаций на 30 сентября 2024 составляет $851 млрд (Sbonds).
NBJ: Чем исламский банкинг, на ваш взгляд, принципиально отличается от классического?
Р. ИСХАКОВ: Как справедливо отметил мой коллега, эксперт РЦИЭФ Руслан Халиуллин, использование исламских финансовых продуктов и услуг является, скорее, вопросом не конфессионального выбора, а жизненных принципов для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции. Поэтому исламский банкинг, как мне кажется, стоит рассматривать как альтернативу традиционным финансам. При использовании халяльных банковских продуктов и услуг, базирующихся на принципах справедливого распределения прибыли и рисков, деньги в большей степени выступают средством платежа, а не предметом торговли. Ранее такой же альтернативой стали «зелёные» финансы, которые активно используются наравне с классическими. Сегодня ESG-продукты составляют значительную часть мирового финансового рынка. Чтобы исламский банкинг повторил успех «зелёных» финансов, необходимо научиться выдерживать ряд условий, основным из которых является наличие т.н. шариатского контроля или, что ближе к банковской терминологии, комплаенса. Данная система состоит из внешнего и внутреннего комплаенса, позволяющего снизить вероятность нарушений принципов и норм шариата, что и является его отличительной особенностью. При таком взгляде на содержание и суть, по-моему, легче понять, что исламские финансовые инструменты ориентированы на соблюдение тех принципов, которые всех нас объединяют – социальной ответственности, справедливости и общечеловеческой этики.
NBJ: Как вы оцениваете текущий уровень развития исламского банкинга в РФ? Какие направления и интересные проекты российских банков можно отметить?
Р. ИСХАКОВ: В феврале этого года в реестре участников эксперимента Центробанка находилось 30 финансовых организаций, из них 14 – из Татарстана. В республике на протяжении последних 15 лет реализуются различные финансовые продукты, которые соответствуют нормам ислама. В жилищной сфере это исламская ипотека от банка «Ак Барс», ЖНК «Жилищные традиции», в сфере инвестиций – ОПИФ «Лалэ» от УК «Ак Барс Капитал» (запущен ещё в 2019 году), эндаумент-фонды при Альметьевском лицее-интернате №1, медресе Мухаммадия. Конечно же, это исламские карты, выпущенные банками «Зенит», Т-банком, «Ак Барс», «Сбер», факторинг по нормам ислама, проектное финансирование, программы льготного финансирования, лизинг, рассрочка для физических и юридических лиц и другие успешные проекты. По итогам 2024 года, общий объём сделок по размещению исламских средств в Татарстане достиг 4,8 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м на 75 %). А объём операций по привлечению средств составил 5,4 млрд руб. (увеличение по сравнению с 2023-м более чем в 2,5 раза). Добавлю, что в прошлом году в Казани успешно прошёл XV Международный экономический форум «Россия – Исламский мир», где широко обсуждались вопросы развития в нашей стране исламского банкинга, а в 2026 году столица Татарстана выбрана в качестве культурной столицы всего исламского мира.
Оборот $4,5 трлн вырос к концу 2024 года мировой рынок исламского финансирования. Это около 6,5% от всего глобального банковского сектора, заявили на KazanForum
NBJ: Когда ваш банк обратил внимание на исламский банкинг? Какие финансовые продукты вы предложили клиентам в первую очередь?
Р. ИСХАКОВ: Банк «Зенит» начал активно изучать возможности исламского банкинга в розничном сегменте в начале 2024 года. Мы провели глубокий анализ востребованности таких продуктов среди клиентов, по итогам которого была создана концепция нашего продукта «Исламская карта». Я уверен, что спрос на исламские финансовые решения будет только расти, и наш банк стремится предлагать клиентам новые возможности в этом направлении. В сентябре 2024 года мы запустили сразу несколько продуктов: исламская зарплатная «Карта привилегий», исламская «Зенит Карта», а также пакет услуг «Исламский» для клиентов Private Banking. Мы продолжаем развивать эти продукты. Так, в январе 2025 года был запущен новый индивидуальный дизайн, ведётся работа по расширению функционала – в том числе разрабатываются программа лояльности и сервис, позволяющий клиентам настраивать ограничения на операции, не соответствующие нормам ислама. Кроме того, мы готовимся вывести на рынок инструменты исламского банкинга и для корпоративных клиентов. В ближайшее время для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей мы планируем внедрить «Исламский счёт» и «Исламскую корпоративную карту». Для пилотного запуска этих проектов выбраны три региона: Татарстан, Москва и Санкт-Петербург. Исламский расчётный счёт соответствует стандартам и нормам ислама, подтверждением чего является фетва – правовое заключение шариатского консультационного совета. По продукту отсутствует начисление процентов на остатки и предусмотрена «халяльная» программа лояльности.
NBJ: Насколько востребован ваш флагманский карточный проект для держателей премиальных карт и розничных клиентов? В чём его уникальность?
Р. ИСХАКОВ: Дебетовая «Исламская карта» – первая в нашей линейке продуктов исламского банкинга. Она полностью соответствует нормам шариата, что подтверждает сертификат Совета улемов Духовного управления мусульман Республики Татарстан в соответствии с международными стандартами AAOIFI (Accountingand Auditing Organization for Islamic Financial Institutions). Исламская карта призвана помочь нашим клиентам поддерживать семейные традиции и ценности, а также обеспечить безопасное и прозрачное хранение их средств. В соответствии с нормами шариата её главным отличием от стандартной розничной карты является отсутствие начисления процентов на остаток по счёту. Сейчас мы ведём работу по модификации карты, в том числе по добавлению т.н. «халяльного» кэшбэка и ограничению возможности оплаты в «запрещённых» категориях товаров. Мы были приятно удивлены тем, насколько продукт оказался востребован среди наших клиентов. Безусловно, наибольший спрос отмечался в регионах с традиционно высокой долей мусульманского населения, таких как Татарстан.
NBJ: Могут ли исламские карты получить христиане, буддисты и атеисты?
Р. ИСХАКОВ: Мы принципиально никак не ограничиваем такую возможность. Ведь, как я сказал ранее, по своей сути использование исламских финансовых продуктов и услуг не столько касается конфессионального выбора – это больше про выбор жизненных принципов. Такие продукты или услуги подходят для людей, желающих совершать социально ответственные инвестиции.
NBJ: С 1 сентября 2023 года ЦБ РФ запустил пилотный проект по исламскому (партнёрскому) банкингу в Чечне, Дагестане, Башкирии и Татарстане. Спустя почти год эксперимента, в начале минувшей осени, правительство решило продлить пилот. Пока похвастать особо нечем. Несмотря на огромный спрос на исламскую ипотеку в регионах с преимущественно мусульманским населением, банки выдают халяльные кредиты только в Татарстане и в Башкирии, наработки которой ЦБ и использовал в качестве нормативной базы для пилота. В Дагестане в основном популярна рассрочка, которую выдают компании без банковской лицензии. В Чечне вообще популярен Фонд им. Шейха Зайеда. Какие планы у «Зенита»?
Р. ИСХАКОВ: 2 ноября 2024 года банк «Зенит» присоединился к эксперименту по партнёрскому финансированию в сфере исламского банкинга. Решение регулятора о масштабировании этой практики на всю страну пока не принято. Но, по словам депутата Госдумы от Татарстана Айрата Фаррахова, идёт работа над законопроектом, который, возможно, расширит границы эксперимента. В ближайшие недели депутаты также намерены обсудить ряд новаций, которые касаются подходов к стандартизации, снятия барьеров, единообразия в применении правил и повышения прозрачности.
Недавно Банк России сообщил, что по итогам 9 месяцев 2024 года основной объём операций партнёрского финансирования реализуется на территории Республики Татарстан – 84 % сделок по размещению средств и 66 % сделок по привлечению средств. Для нас это важное подтверждение интереса клиентов нашего домашнего региона к продуктам исламского банкинга и дополнительный стимул для расширения своего участия в эксперименте. Как я уже говорил, мы разрабатываем новые продукты для всех категорий наших клиентов – как для физических и юридических лиц, так и для премиального сектора.
NBJ: Что мешает сегодня развитию исламского банкинга в России?
Р. ИСХАКОВ: На сегодняшний день ограничений пока много. Среди основных можно выделить дефицит квалифицированных кадров. Развитие исламского банкинга требует специалистов, одновременно владеющих финансовыми инструментами и знающих нормы шариата. Также продвижение исламского банкинга тормозит невысокий уровень финансовой грамотности. Для многих потенциальных клиентов исламский банкинг остаётся малопонятным и сложным инструментом. Как я уже говорил, такие финансовые продукты доступны не только для мусульман, они могут быть выгодны и интересны широкой аудитории благодаря своим прозрачным условиям и этическим принципам. Ещё раз приведу в пример Республику Татарстан, где работа выстроена системным образом. В регионе реализуется подробная дорожная карта, затрагивающая ключевые сферы: повышение финграмотности населения по партнёрскому финансированию, подготовка кадров, мониторинг хода эксперимента и подготовка предложений по развитию, привлечение инвестиций и международное сотрудничество. На мой взгляд, подобный обстоятельный подход активизирует работу по расширению популярности и спроса на исламский банкинг в стране.

NBJ: Наши соседи по СНГ добились опредёленных успехов в продвижении исламского банкинга. Так, в Казахстане давно действуют два исламских банка – Al Hilal и Заман-банк. В Киргизии работает один исламский банк – Ecoislamic Bank, в Таджикистане – Tawhidbank. В России по законам шариата работают только небанковские организации и специализированные фонды, особенно много их в Дагестане, Чечне и Татарстане. У нас в мае 2024 года заявил о планах запустить первый в России федеральный исламский банкинг Т-Банк. Насколько это реально в текущих условиях?
Р. ИСХАКОВ: На мой взгляд, исламские финансы следует рассматривать как здоровую альтернативу традиционной финансовой модели по аналогии с ESG. Поэтому я считаю, что нам не нужны соревнования, нам нужно эволюционное развитие отрасли. Исламские финансы – это и ценные бумаги, и страхование (такафул) и исламский банк. Поэтому давайте наберёмся терпения и пройдём этот путь поступательно. В Татарстане есть достаточно успешные финтех-проекты, такие как мобильное приложение «Сахих инвест» – скрининг акций по нормам ислама. Достойно внимания, что на основе компетенций «Сахих инвест» в Международном Финансовом центре «Астана» запущен первый на постсоветском пространстве исламский индекс ITS Shariah Index.
NBJ: Какие инициативы, на ваш взгляд, могут помочь продвижению исламских продуктов в РФ?
Р. ИСХАКОВ: Успехов в этом направлении можно достичь только совместными усилиями и поступательной работой. Действенными будут инициативы, связанные с обучением и повышением квалификации. И, конечно, необходимо продолжать запуск новых продуктов, основанных на справедливом делении риска и прибыли.
NBJ: Какие исламские финансовые услуги, на ваш взгляд, имеют наибольшие шансы «прижиться» в РФ?
Р. ИСХАКОВ: Самые распространённые в мире продукты исламского банкинга – лизинг (иджара), рассрочка (мурабаха) и исламский депозит (мудараба). Также распространены исламское страхование (такафуль), совместное предприятие (мушарака), беспроцентная ссуда (кард аль-хасан), рассрочка платежа (бей-би-силаа), исламские ценные бумаги (сукук). На зарубежных биржах насчитывается большое количество исламских индексов (Dow Jones Islamic Market Index; MSCI World Islamic Index; S&P 500 Sharia; S&P Europe 350 Sharia; S&P Japan 500 Sharia; S&P Pan Asia Sharia; S&P BRIC Shariah Index). По некоторым данным, в последний индекс включены компании из немусульманских стран – из Бразилии, России, Индии и Китая. Их деятельность не противоречит нормам ислама. В нашей стране все вышеперечисленные финансовые продукты уже запущены и развиваются. Исключение, если я не ошибаюсь, составляет такафуль – будучи страховым продуктом, он пока не имеет нормативной базы. Для формирования рынка капитала очень важны «межбанк» и сукук (исламские ценные бумаги, в т.ч. облигации). Они имеют большой потенциал как для внутреннего рынка, так и для инвесторов из восточных стран. Насколько мне известно, работа в этом направлении тоже активно ведётся. Так что появление собственного исламского индекса на российских биржах может стать реальностью в долгосрочной перспективе.
Мы внимательно следим за ходом эксперимента по партнёрскому финансированию и его влиянием на финансовый рынок России. В нашем банке мы активно изучаем потребности клиентов, и прямо сейчас в разработке находится несколько продуктов для разных категорий пользователей. Наша цель – предложить надёжные и доступные решения, которые помогут сделать исламский банкинг полноценной и обыденной частью нашей финансовой системы.
Беседовал Сергей Артёмов
Национальный банковский журнал
Новые вызовы для финансового сектора: партнёры NBJ рассказали о своих ожиданиях от предстоящего делового года
По традиции в первом номере редакция Национального банковского журнала (NBJ) предоставляет возможность партнёрам, экспертам различных финансовых организаций, поразмышлять, чего они ожидают от наступившего года. Каждая из этих компаний ждёт перемен в бизнесе, реализует новые задачи и выстраивает стратегию развития «на земле», исходя из текущих, не всегда благоприятных, условий.
27 февраля 2025
Коммерсантъ
Валюте сезонно возразили. Инвесторы нашли аргументы для покупки рублей
Курс доллара на российском рынке обновил двухмесячный минимум, опускаясь в ходе торгов ниже 98 руб./$. Курс китайской валюты достигал 13,5 руб./CNY, минимума с начала года. В пользу рубля играют сезонный фактор слабого спроса импортеров на валюту, пришедшие с временным лагом платежи от экспортеров, девалютизация вкладов, а также ослабление доллара на мировом рынке. Однако радикального укрепления российской валюты эксперты не ждут, а к весне ожидают ее заметного ослабления.
22 января 2025