Связаться с нами
VIP поддержка
Если у вас вклад от 1,4 млн ₽, кредит от 3 млн ₽, ипотека от 15 млн ₽,
карта Visa Signature/Infinite или Mastercard World Elite
8 (800) 200-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-00
Если вы за границей
Частным лицам
8 (800) 500-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 967-11-11
Если вы за границей
*0667
Бесплатно с мобильных
Бизнесу
8 (800) 500-40-82
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-04
Если вы за границей
Пресс-центр
ВЕДОМОСТИ, октябрь 2021

Баланс роста и риск-аппетита

29 Октября 2021
Заместитель Председателя Правления Банка ЗЕНИТ Наталья Тутова.

После выхода из летнего локдауна активность рынка вернулась на прежний уровень, но на нем мало качественных активов и много ликвидности. Крупные игроки забирают большую часть платежеспособных клиентов, и небольшим банкам становится сложнее наращивать объемы кредитования. В этих условиях действенным способом нарастить активы для многих кредитных учреждений становится покупка и продажа кредитных портфелей.
Несмотря на падение маржинальности из-за дорогого привлечения ресурсов и замедления динамики ипотечного кредитования, сделка цессии остается актуальным инструментом для банков с сильным переизбытком капитала и недостатком активов. С его помощью игроки устраняют дисбаланс и набирают собственные активы быстрыми темпами, снижая риски и себестоимость портфеля. Модель позволяет небольшим банкам-покупателям конкурировать с крупными, не неся затрат на маркетинг и привлечение. А расходы выплаченной комиссии распределяются покупателем по времени, на срок жизни портфеля.

Сделка взаимовыгодная: банки-продавцы, работающие по комиссионной бизнес-модели, настроили качественную партнерскую сеть для привлечения клиентопотока и кооперационную модель по быстрой выдаче кредитов, но не могут обеспечить дешевое фондирование и капитал. В ситуации, когда банк способен быстро выдавать новые кредиты, экономически выгоднее схема «выдал – продержал на балансе – продал – зафиксировал прибыль». Агент получает единовременную комиссию, которая превышает годовую прибыль с этого портфеля.

Работать по сервисной модели помимо традиционных покупателей – госбанков пробовали многие игроки, но не все смогли ее реализовать. Так, «Тинькофф», не имея своей инфраструктуры, в прошлом выдавал ипотеку на баланс банков-партнеров. Модель не прижилась, и банк планирует запуск цифровой ипотеки. По сути, перешел от сервисной на собственную модель.

Именно ипотечные портфели чаще всего предлагаются на рынке (вторые по востребованности – автокредиты). С учетом роста ключевой ставки ЦБ покупка ипотечных кредитов остается выгодной по нескольким причинам. Сохраняется значительный разброс ставок, поскольку кредиты находятся на балансе длительное время и выдавались под высокие рыночные ставки (10–14%). Также рынку свойственна цикличность движения ключевой ставки. Срок жизни портфеля ипотеки в среднем свыше 7 лет. Это позволяет банкам, имеющим развитые инструменты управления процентными рисками и недорогое фондирование на жизненном цикле портфеля, заработать дополнительную прибыль и выгоду при относительно низкой премии за покупку.

В сделках по ипотеке агент и покупатель делят кредитный риск. Но процентный риск, характерный для длинного срока ипотечного кредита, полностью переходит на покупателя. Чаще всего выкупаются кредиты, которые находились на балансе продавца 3–6 месяцев. Мошеннические кредиты вызревают уже с первых платежей и за полгода, как правило, отсеиваются. Банк покупает портфель, по которому часть дефолтов уже вызрела. Дополнительно обезопасить себя от некачественных портфелей покупатель может с помощью соглашения. Здесь наиболее распространена схема продажи с регрессом, когда гарантируется обратный выкуп тех кредитов, которые попадают в дефолт в течение определенного времени. Как правило, в соглашениях фиксируется срок до 12 месяцев, но может быть предложен и больший срок покрытия кредитного риска по сделке.

В числе значимых рисков – быстрая амортизация портфеля, вследствие которой расходы на уплаченную премию не будут покрыты. Если портфель будет рефинансироваться другими банками и клиенты закроют кредит досрочно или попадут в дефолт, тогда экономика по покупке ухудшится.

На текущем рынке с сокращением маржинальности и количества активных игроков между банком-продавцом и ключевым покупателем формируются устойчивые связи. Опыт предыдущих сделок, знакомство с кредитной политикой позволяют в короткий срок оценивать предлагаемые портфели. Новому игроку будет сложно войти на рынок, не предложив покупателю премию, так как для него зона неопределенностей больше, а ресурсы на проведение сделки дороже.

Дорогие друзья!

Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.

Наши контакты для представителей СМИ:

pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161



Наверх
В соответствии с политикой обработки персональных данных Банк ЗЕНИТ использует Cookies для персонализации сервисов и повышения удобства пользования сайтом. Вы можете запретить обработку Cookies в настройках своего браузера.
Написать в банк

Сроки ответа на обращения

Произошла ошибка при отправке формы. Попробуйте снова.
Я – физическое лицо
Я – юридическое лицо
Выберите
+
Сообщение отправлено
По срочным вопросам можно позвонить



Присоединяйтесь к нам, читайте полезные материалы и задавайте вопросы 💡

+74959370737, +74957775707, +74959370735, +74957775705, +74959671111, +74959330732, +74959370996, +74959330736, +74959370992, +74952283211