Связаться с нами
Частным лицам
8 (800) 500-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 967-11-11
Если вы за границей
*0667
Бесплатно с мобильных
Бизнесу
8 (800) 500-40-82
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-04
Если вы за границей
VIP поддержка
Если у вас вклад от 1,4 млн ₽, кредит от 3 млн ₽, ипотека от 15 млн ₽,
карта Visa Signature/Infinite или Mastercard World Elite
8 (800) 200-66-77
Бесплатно по России
+7 (495) 777-57-00
Если вы за границей
Пресс-центр
КОММЕРСАНТЪ, СЕНТЯБРЬ 2020

Депозит вручат курьеру

21 сентября 2020
Финансовый супермаркет, созданный Московской биржей и названный "Финуслуги", открывается для широкого круга граждан с октября. Первым продуктом станут вклады от десяти банков, количество которых к концу года должно удвоиться. Главным сдерживающим фактором развития проекта банкиры называют привлечение на площадку клиентов. Отсутствие удаленной идентификации и возможности использования биометрии заставляет использовать большой штат курьеров. Кроме того, для крупных банков стоимость привлечения клиента через маркетплейс сопоставима с их нынешними расходами, то есть не несет финансовой выгоды.
Как сообщил "Ъ" управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин, ее маркетплейс будет запущен в коммерческую эксплуатацию в октябре, с начала сентября проводится тестирование сервиса в режиме friends & family. Проект получил название "Финуслуги" по аналогии с "Госулугами".

С сайта сервиса граждане будут заходить в личный кабинет и на первом этапе сравнивать условия по продуктам банков, присоединившихся к платформе, открывать вклады удаленно, переводить средства на них, в том числе со счетов банков, не присоединившихся к маркетплейсу. В дальнейшем на платформу будут добавлять новые услуги - в частности, на втором этапе появится возможность приобрести полисы ОСАГО.

По словам Игоря Алутина, в октябре к платформе будут подключены десять банков, до конца года - еще десять. Переговоры в целом ведутся с 60 банками. В банке "Зенит" сообщили, что завершают работы по подключению к системе. "Это будет еще один финансовый инструмент как для продвижения продукта, так и для выбора лучших банковских условий", - считают там. Газпромбанк планирует подключиться в четвертом квартале. В банке уверены, что удобство этой технологии в сочетании с привлекательностью условий банка по востребованным банковским продуктам даст синергетический эффект.

Однако пока узким местом проекта можно назвать вопрос привлечения клиентов. В частности, для проведения всех операций гражданам придется проходить идентификацию. Пока для этого будет использоваться курьер, который сфотографирует клиента и его паспорт. Работу курьера оплачивают биржа и банки.

Из 15 банков, которые "Ъ" спросил о возможном участии в маркетплейсе, ответили лишь шесть: помимо "Зенита" и ГПБ это ВТБ, Промсвязьбанк, "Тинькофф" и "Абсолют". Как пояснил источник в одном из банков, вопросами для обсуждения остаются сложная идентификация через курьера и сама цена вопроса.

На сайте биржи указано, что банки должны будут платить бирже 0,25% суммы привлеченного вклада и 400 руб. за идентификацию. По словам источника, такие тарифы несущественно ниже трат самого банка, которые оцениваются в 2,5 тыс. руб. на привлечение вкладчика.

Представитель ПСБ сообщил, что стоимость привлечения клиентов в зависимости от канала составляет 0,1-0,3% годовых. Директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Виталий Костюкевич подтвердил, что цена, объявленная биржей, сопоставима с внутренним расчетом банка по стоимости текущих каналов привлечения.
Маркетплейс по своей сути стоит на стороне инвестора, предоставляя ему максимальный выбор финансовых услуг. Поэтому собеседники "Ъ" в двух банках считают, что в результате будет теряться лояльность клиента. Представитель ПСБ признает, что в рамках гарантированной государством суммы депозита клиент скорее отдаст предпочтение максимальной ставке по продукту, а не конкретному банку с его репутацией, клиентоориентированностью, историей и т. п. Существенно увеличить количество новых вкладчиков не получится, а вот переток в банки с более высокими ставками произойдет, подтверждает другой собеседник "Ъ" среди банкиров, и такая конкуренция может потом прибавить работы АСВ.

БЛИЦИНТЕРВЬЮ

"СЕЙЧАС ИДЕНТИФИКАЦИЮ ПРОВОДЯТ ОКОЛО ДВУХ СОТЕН КУРЬЕРОВ"

Зачем нужно столько курьеров для высокотехнологичного маркетплейса, во сколько обойдутся его услуги для банков и сколько потратила биржа на проект, рассказал в интервью "Ъ" управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин.

- Когда заработает маркетплейс?

- Ожидалось, что маркетплейс появится еще пару лет назад, но пришлось ждать закона об операторах финансовых платформ. Закон приняли в июле этого года, в конце августа Московская биржа стала первым таким оператором, зарегистрированным Банком России. Проект в режиме friends & family запустили с начала сентября.

- Что значит "в режиме friends & family"?

- Создан сайт. Пока идет пилотный проект, он запаролен, и отрабатывается клиентский функционал, корректируем пользовательские сценарии. В качестве клиентов маркетплейса - сотрудники и друзья биржи, Банка России, банков-партнеров. Они уже начали открывать вклады через платформу.

- Когда коммерческий запуск?

- Мы откроем платформу для всех пользователей в октябре. К этому времени на ней будет около десяти банков. На первом этапе размещать депозиты через маркетплейс смогут жители 23 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург).

- А крупные банки участвуют в проекте?

- В свое время мы подписали меморандум по развитию платформы с почти двумя десятками банков. Но по-настоящему смогли начать их интеграцию только с появлением законодательства. Крупным банкам требуется гораздо больше времени на эту работу ввиду сложности внутренних ИТ-систем. Например, с Газпромбанком даже создана рабочая группа по интеграции, причем она будет касаться не только вкладов, но и кредитов и других продуктов. Совместно с Центром финансовых технологий (ЦФТ) и "Диасофтом" мы разрабатываем коробочное решение, которое позволит банкам быстрее подключиться к платформе. Оно будет готово к ноябрю.
- Сколько банков присоединится к платформе до конца года?

- Думаю, будет около 20.

- Вы будете работать с уже существующими агрегаторами - "Банки.ру" и "Сравни.ру"?

- Мы уже заключили с ними соглашение - на их сайтах будет кнопка перехода на сайт маркетплейса при желании открыть вклад. Уже на "Финуслугах" вкладчик сможет перейти к заключению договора. Наша витрина также будет осуществлять сравнение вкладов.

- Какую финансовую услугу запустите во вторую очередь?

- ОСАГО. В этом году уже будет партнерская программа с одним или несколькими страховщиками. Кредиты планируются в следующем году.

- Если есть возможность входа в личный кабинет через "Госуслуги" и если там идентификация человека подтверждена, например через Сбербанк, то для маркетплейса этой идентификации будет достаточно?

- Через сайт "Госуслуги" можно пройти только первичную идентификацию. По закону мы должны отправить гражданину своего представителя, который сфотографирует вкладчика и его паспорт. Достаточно один раз пройти идентификацию и можно будет пользоваться сервисами платформы удаленно.

- Получается, что маркетплейс ограничен в использовании чужой идентификации. Вы работаете над внесением изменений в закон?

- В разработке находится законопроект, который позволит нам, как оператору платформы, подключиться к реестру единой биометрической системы данных (ЕБС).

- Пока все это не заработало, вы будете проводить идентификацию через курьеров?

- Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров, во всех регионах, где платформа будет работать с октября, можно будет это сделать.

- Банки, подключившиеся к маркетплейсу, будут делиться с вами идентификацией своих клиентов?

- Такая возможность по закону есть. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, которые будут выступать нашими агентами по идентификации, - это банки с широкой региональной сетью. То есть человек сможет вызвать курьера или сходить в банк-агент, который проведет идентификацию и отправит информацию нам. Если эта информация уже есть у банка, он может поделиться ею с платформой без визита человека в офис.

- Сколько банкам будут стоить услуги маркетплейса?

- Банк будет платить комиссию, определенный процент от суммы вклада, и компенсировать часть стоимости работы курьера - 400 руб. Для сравнения - выезд банковского курьера стоит 700-800 руб. Для клиентов-физлиц услуги маркетплейса бесплатны.

- Сейчас есть маркетплейс по паям, который реализует специализированный депозитарий "Инфинитум". Вы будете существовать отдельно с ним?

- Мы ведем переговоры и будем интегрироваться с платформой "Инфинитум". Если успеем, то сделаем это до конца года. Также ведем переговоры, например, с "Открытие Брокер", который разместит у нас на платформе инвестиционные продукты, в том числе паи и доверительное управление.

- Сколько уже денег было инвестировано в этот проект?

- Общие затраты на разработку, включая капитальные затраты, не превышают размер среднемесячной чистой прибыли Московской биржи (за первое полугодие чистая прибыль биржи по МСФО составила 12,7 млрд руб. - "Ъ").
Дорогие друзья!

Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.

Наши контакты для представителей СМИ:

pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161



Наверх

Завершившиеся «Кредитные каникулы» и «Каникулы для участников СВО» не лишают права на применение Ипотечных каникул.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в  связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов) не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи с проживанием заемщика в жилом помещении, находящемся в зоне чрезвычайной ситуации, нарушением условий его жизнедеятельности и утратой им имущества в результате чрезвычайной ситуации федерального, межрегионального, регионального, межмуниципального и муниципального характера.

Ипотечные каникулы, установленные ранее в связи с чрезвычайной ситуацией не лишают права на новые Ипотечные каникулы в связи со снижением или утратой дохода (в т.ч. по причине инвалидности или увеличения расходов)

+74959370737, +74957775707, +74959370735, +74957775705, +74959671111, +74959330732, +74959370996, +74959330736, +74959370992, +74952283211