Депозит вручат курьеру
С сайта сервиса граждане будут заходить в личный кабинет и на первом этапе сравнивать условия по продуктам банков, присоединившихся к платформе, открывать вклады удаленно, переводить средства на них, в том числе со счетов банков, не присоединившихся к маркетплейсу. В дальнейшем на платформу будут добавлять новые услуги - в частности, на втором этапе появится возможность приобрести полисы ОСАГО.
По словам Игоря Алутина, в октябре к платформе будут подключены десять банков, до конца года - еще десять. Переговоры в целом ведутся с 60 банками. В банке "Зенит" сообщили, что завершают работы по подключению к системе. "Это будет еще один финансовый инструмент как для продвижения продукта, так и для выбора лучших банковских условий", - считают там. Газпромбанк планирует подключиться в четвертом квартале. В банке уверены, что удобство этой технологии в сочетании с привлекательностью условий банка по востребованным банковским продуктам даст синергетический эффект.
Однако пока узким местом проекта можно назвать вопрос привлечения клиентов. В частности, для проведения всех операций гражданам придется проходить идентификацию. Пока для этого будет использоваться курьер, который сфотографирует клиента и его паспорт. Работу курьера оплачивают биржа и банки.
Из 15 банков, которые "Ъ" спросил о возможном участии в маркетплейсе, ответили лишь шесть: помимо "Зенита" и ГПБ это ВТБ, Промсвязьбанк, "Тинькофф" и "Абсолют". Как пояснил источник в одном из банков, вопросами для обсуждения остаются сложная идентификация через курьера и сама цена вопроса.
На сайте биржи указано, что банки должны будут платить бирже 0,25% суммы привлеченного вклада и 400 руб. за идентификацию. По словам источника, такие тарифы несущественно ниже трат самого банка, которые оцениваются в 2,5 тыс. руб. на привлечение вкладчика.
Представитель ПСБ сообщил, что стоимость привлечения клиентов в зависимости от канала составляет 0,1-0,3% годовых. Директор департамента розничных продуктов Абсолют-банка Виталий Костюкевич подтвердил, что цена, объявленная биржей, сопоставима с внутренним расчетом банка по стоимости текущих каналов привлечения.
Маркетплейс по своей сути стоит на стороне инвестора, предоставляя ему максимальный выбор финансовых услуг. Поэтому собеседники "Ъ" в двух банках считают, что в результате будет теряться лояльность клиента. Представитель ПСБ признает, что в рамках гарантированной государством суммы депозита клиент скорее отдаст предпочтение максимальной ставке по продукту, а не конкретному банку с его репутацией, клиентоориентированностью, историей и т. п. Существенно увеличить количество новых вкладчиков не получится, а вот переток в банки с более высокими ставками произойдет, подтверждает другой собеседник "Ъ" среди банкиров, и такая конкуренция может потом прибавить работы АСВ.
БЛИЦИНТЕРВЬЮ
"СЕЙЧАС ИДЕНТИФИКАЦИЮ ПРОВОДЯТ ОКОЛО ДВУХ СОТЕН КУРЬЕРОВ"
Зачем нужно столько курьеров для высокотехнологичного маркетплейса, во сколько обойдутся его услуги для банков и сколько потратила биржа на проект, рассказал в интервью "Ъ" управляющий директор по развитию электронных платформ Московской биржи Игорь Алутин.
- Когда заработает маркетплейс?
- Ожидалось, что маркетплейс появится еще пару лет назад, но пришлось ждать закона об операторах финансовых платформ. Закон приняли в июле этого года, в конце августа Московская биржа стала первым таким оператором, зарегистрированным Банком России. Проект в режиме friends & family запустили с начала сентября.
- Что значит "в режиме friends & family"?
- Создан сайт. Пока идет пилотный проект, он запаролен, и отрабатывается клиентский функционал, корректируем пользовательские сценарии. В качестве клиентов маркетплейса - сотрудники и друзья биржи, Банка России, банков-партнеров. Они уже начали открывать вклады через платформу.
- Когда коммерческий запуск?
- Мы откроем платформу для всех пользователей в октябре. К этому времени на ней будет около десяти банков. На первом этапе размещать депозиты через маркетплейс смогут жители 23 регионов (включая Москву и Санкт-Петербург).
- А крупные банки участвуют в проекте?
- В свое время мы подписали меморандум по развитию платформы с почти двумя десятками банков. Но по-настоящему смогли начать их интеграцию только с появлением законодательства. Крупным банкам требуется гораздо больше времени на эту работу ввиду сложности внутренних ИТ-систем. Например, с Газпромбанком даже создана рабочая группа по интеграции, причем она будет касаться не только вкладов, но и кредитов и других продуктов. Совместно с Центром финансовых технологий (ЦФТ) и "Диасофтом" мы разрабатываем коробочное решение, которое позволит банкам быстрее подключиться к платформе. Оно будет готово к ноябрю.
- Сколько банков присоединится к платформе до конца года?
- Думаю, будет около 20.
- Вы будете работать с уже существующими агрегаторами - "Банки.ру" и "Сравни.ру"?
- Мы уже заключили с ними соглашение - на их сайтах будет кнопка перехода на сайт маркетплейса при желании открыть вклад. Уже на "Финуслугах" вкладчик сможет перейти к заключению договора. Наша витрина также будет осуществлять сравнение вкладов.
- Какую финансовую услугу запустите во вторую очередь?
- ОСАГО. В этом году уже будет партнерская программа с одним или несколькими страховщиками. Кредиты планируются в следующем году.
- Если есть возможность входа в личный кабинет через "Госуслуги" и если там идентификация человека подтверждена, например через Сбербанк, то для маркетплейса этой идентификации будет достаточно?
- Через сайт "Госуслуги" можно пройти только первичную идентификацию. По закону мы должны отправить гражданину своего представителя, который сфотографирует вкладчика и его паспорт. Достаточно один раз пройти идентификацию и можно будет пользоваться сервисами платформы удаленно.
- Получается, что маркетплейс ограничен в использовании чужой идентификации. Вы работаете над внесением изменений в закон?
- В разработке находится законопроект, который позволит нам, как оператору платформы, подключиться к реестру единой биометрической системы данных (ЕБС).
- Пока все это не заработало, вы будете проводить идентификацию через курьеров?
- Сейчас идентификацию проводят около двух сотен курьеров, во всех регионах, где платформа будет работать с октября, можно будет это сделать.
- Банки, подключившиеся к маркетплейсу, будут делиться с вами идентификацией своих клиентов?
- Такая возможность по закону есть. Сейчас мы ведем переговоры с несколькими банками, которые будут выступать нашими агентами по идентификации, - это банки с широкой региональной сетью. То есть человек сможет вызвать курьера или сходить в банк-агент, который проведет идентификацию и отправит информацию нам. Если эта информация уже есть у банка, он может поделиться ею с платформой без визита человека в офис.
- Сколько банкам будут стоить услуги маркетплейса?
- Банк будет платить комиссию, определенный процент от суммы вклада, и компенсировать часть стоимости работы курьера - 400 руб. Для сравнения - выезд банковского курьера стоит 700-800 руб. Для клиентов-физлиц услуги маркетплейса бесплатны.
- Сейчас есть маркетплейс по паям, который реализует специализированный депозитарий "Инфинитум". Вы будете существовать отдельно с ним?
- Мы ведем переговоры и будем интегрироваться с платформой "Инфинитум". Если успеем, то сделаем это до конца года. Также ведем переговоры, например, с "Открытие Брокер", который разместит у нас на платформе инвестиционные продукты, в том числе паи и доверительное управление.
- Сколько уже денег было инвестировано в этот проект?
- Общие затраты на разработку, включая капитальные затраты, не превышают размер среднемесячной чистой прибыли Московской биржи (за первое полугодие чистая прибыль биржи по МСФО составила 12,7 млрд руб. - "Ъ").
Пресс-центр Банка ЗЕНИТ в работе со СМИ стремится к максимальной информативности, открытости и скорости. Мы рады ответить на вопросы журналистов о работе Банка и его подразделений, о стратегических событиях и продуктовых изменениях. Эксперты Банка готовы комментировать внешние события и тренды на финансовом рынке.
pr@zenit.ru
+7 (495) 777-57-07 доб. 2389, 2276, 3161